Материал прислан Заремой Канаматовой. Автор, Канаматов Сагит Хаджи. Стиль автора полностью сохранен в оригинальном виде.
В Карачае четыре древнейших каума. По преданию родоначальниками каумов были сподвижники Карчи - Адурхай, Будиян, Науруз и Трам. Родоначальником рода Канаматовых является Науруз (Мамчуевы). Свое начало род Канаматовых берет из Верхнего Учкулана (Огъары Учкулан). Здесь жили: Семеновы (Семенляры-узден), Текеевы (Текеляры-узден), Айбазовы (Айбазлары-узден), Урусовы (Оруслары-узден), Шайлиевы (Шайлляры-узден) Салпагаровы (Салпагъарлары-узден), Шамановы (Шаманлары-узден), Акбашевы (Акъбашлары - узден), Кечеруковы (кечерукълары-узден), Лайпановы (Лайпанлары-узден), Мамчуевы (Мамчулары-узден) и Хабичевы (Хабичляры-узден). Род Канаматовых является одной ветвью рода Мамчуевых. Род Канаматовых исчисляется тринадцатью поколениями. Историю образования рода Канаматовых передавали из поколения в поколение. Особый след в этом оставил Идрис Канаматов, который прожил 125 лет и умер в начале XX века в а. Верхняя Мара. Так, по данным Идриса изначально Канаматовы были Мамчуевыми, которые по своему социальному положению были узденями. Ориентировочно в 1800-1820 г.г. Мамчуевы жили в ауле Верхний Учкулан и одного из сыновей назвали именем Канамат. По достижению зрелого возраста Канамат влюбился в девушку из нижнего сословия и женился на ней. Из-за этой женитьбы он был изгнан из семьи, остался без положенного надела земли, дома и средств к существованию. Канамат забирает свою жену и покидает территорию Карачая в поисках лучшей доли. Он переправляется в Балкарию, где живет некоторое время. После скитаний он возвращается в Карачай, с расчетом, что его простят и примут в свой тукум. Ему отказали в этом, и он вынужден был повторно уйти из родного аула. Поняв необратимость своего положения, положение изгнанника Канамат принимает свое имя за фамилию. В шестом поколении один из прадедов по имени Аслан-Мырза одним из первых прибывает в Маринское ущелье, где в 1860-65 гг. находились несколько кошей, хозяевами которых были карачаевцы. Коши использовались как сезонные участки для летнего содержания и разведения скота. Первое время соседи помогли ему обстроится, обзавестись первым необходимым, - утварью и нескольким поголовьем скота. Если другие находились в Мариинском ущелье сезонно, то Канамат стал основоположником этого аула и начал обустраиваться на новом месте на постоянной основе. После отмены крепостного права в 1868 году появилась новое поселение Верхняя Мара. До переселения карачаевцев все это ущелье пустовало. Кто здесь обитал раньше пока неизвестно. Распахивали карачаевцы целину, которая долгое время не требовала даже внесения органических удобрений (навоза). Пашни в Маре на много превосходили сабаны Большого Карачая как по площади, так, безусловно, и по урожайности. Впервые здесь у карачаевцев привилось богарное земледелие. Как заселялось Маринское ущелье? Верхняя и Нижняя Мара расположены в южной, хорошо прогреваемой солнцем, стороне ущелья. В ущелье большое количество родников, что способствовало поселенцам строить свои дома ближе к ним, чтобы иметь воду для питья и для других хозяйственных нужд. Расселение проходило гораздо просторнее, чем в Большом Карачае. Какой-либо планировки заселения не наблюдалось - каждый занимал участок, какой мог. Карачаевцы переселялись в Турцию и страны Ближнего Востока в два этапа: 1865 и 1905 годах. По утверждению переселенцев (Канамат Озбай, Баучу Токъай, Карабаш Зугул Ибрагим), проживающих в Турции, Османская империя, в отличии от других
народностей Кавказа, карачаевцев приняла как самых близких людей. Причиной тому было сходство языка. Их встретили тепло и очень дружественно. По поручению падишаха переселенцам карачаевцам дали свободу выбора места жительства. Изначально карачаевцы обосновались под г. Стамбулом на прилегающих территориях. Пожив некоторое время переехали восточнее. Таким образом, переезд до конечного места проживания у карачаевцев заняло семь лет. Последнее место было горной местностью напоминающим Кавказ. Это была села Килиса и Джазлык Къая. В районах расположения этих населенных пунктов занимаются исключительно скотоводством, аналогично мест проживания на Кавказе. В первой волне (1865 год) переселенцы Канаматовы попали в Турцию, откуда часть их эмигрировали в Сирию. Эти данные достоверны, но их место жительства до настоящего времени не установлено. Канаматовы попали также под вторую волну переселения, т.е. на 1905 год и компактно попали в село Башиюк, губернии Кония. Село находится на расстоянии 20-25 км от г. Кония. В селении проживает около пяти тысяч человек. Компактно живут карачаевцы и балкарцы. Основная масса Канаматовых пишутся Канамат. часть Токъбай, часть Огъурлу. На начало 1996 года Канаматовых насчитывается около 150 человек. Все они являются гражданами Турции, носят родные и турецкие фамилии, говорят на государственном турецком языке, однако все они помнят, что являются выходцами из Кавказа, помнят свои карачаевские фамилии, знают свои генетические корни. Значительное большинство говорит на родном карачаевском языке, сохранили обряды, традиции, хотя не имеют ни письменности, ни радио и телевидения на карачаевском языке. Только огромная любовь к Кавказу, к своему родному Карачаю, к своему языку, память о предках, помогли им сохранить и пронести свое этническое самосознание. От Канаматовых в Турции часть эмигрировали и проживают в странах Западной Европы: Нидерланды, Германия и Швейцария. Несколько семей эмигрировали в Соединенные Штаты Америки и Австралию.
|